Один из признаков деградации государства – отсутствие внутренней миграции. Когда обладатели рабочих рук не могут свободно переместиться туда, где эти руки нужны прямо сейчас, и можно неплохо заработать на своем труде. А в идеале и вовсе жить в тихом зеленом пригороде и ездить, быстро и дешево, на рабочее место в другой регион хоть каждый день. Когда-то в Латвии это было реальностью, но теперь компания AS Pasažieru vilciens предупреждает, что пассажирские перевозки по железной дороге прекратятся вовсе.
Кроме этой компании никто перевозками на электричках не занимается, и иностранный бизнес сюда не придет – не выгодно. Пассажирские перевозки всегда были убыточны, потому что люди не готовы платить за поездку на электричке как за билет в самолете. Во всем мире это дотационная отрасль, но государству выгодно, когда население мобильно. Кроме того, есть стимул содержать и обслуживать сами железные дороги и сопутствующую инфраструктуру, потому что они нужны для перевозок грузовых. Вот те уже – источник обогащения.
Грузовых перевозок в Латвии после блокировки доступа России к местным портам уже почти нет. Как и денег у государства на железную дорогу. Но беда в другом – в стране закончился парк вагонов и локомотивов, а закупки оных в России официально запрещены. Сейчас латыши через третьи руки, тайком, но как-то покупают запчасти для ремонта остатков вагонов. Но вечно латать ржавое железо невозможно, поэтому AS Pasažieru vilciens ставит вопрос ребром. Или возобновляются покупки вагонов в России, или электрички больше ходить не будут.
Ирония в том, что именно латышский «Рижский вагоностроительный завод» был крупнейшим в Европе и единственным в Союзе, который производил электрички. И его мощностей хватало на всю огромную страну, плюс был выпуск трамваев и холодильников. В 90-е завод закономерно пришел в упадок, спрос на его продукцию исчез, в 2020 году предприятие закрылось окончательно. К тому времени в России уже создали почти с нуля два завода по выпуску вагонов и локомотивов для электричек, а сейчас строят принципиально новые модели этого вида транспорта.
Проблема латышей усугубляется тем, что их рыночек крошечный. В Европе никто не желает возиться с переделкой вагонов под старую советскую колею. В России никому не нужен заказ на десяток-другой тонн оборудования, причем давно устаревшего. Что совсем плохо для бывших соседей, есть очень большая вероятность запрета на продажу им вагонов на государственном уровне. То есть, если даже Латвия свои ограничения снимет, Россия свои оставит. И усугубит – незачем спасать врагов.
Без перевозок по железной дороге экономике Латвии станет совсем худо, а у её жителей исчезнет последняя возможность выбраться на сезонные заработки в другой регион. Понятное дело, ни к чему хорошему это не приведет, но таков закономерный результат русофобской политики этой страны. Никакого красивого выхода из ситуации с закупкой вагонов электричек не просматривается, Москва не упустит шанса поднажать и ликвидировать противника. Чтобы его судьба стала уроком остальным.
Участь Латвии незавидна, у нее нет будущего и это вопрос времени, когда страна исчезнет, как таковая. У соседей по Прибалтике дела не лучше, но они хотя бы могут теплить надежду на спасительную оккупацию. Все же, земля лишней не бывает, а тем более, если населения там останется с гулькин нос и его легко будет ассимилировать. Раньше на владение Эстонией претендовала Финляндия, а Литва граничит с Белоруссией. Не исключено, что однажды в регион вернется и Россия, но уже на своих условиях. Если еще будет, кому их выдвигать.