Охота на танкеры началась. Запад готовит новый удар по России

Россия

Наблюдая за информационным освещением санкций против России, можно прочно убедиться, что на Западе господствует магическое мышление, т.е. иллюзия контроля над миром. Иначе никак нельзя объяснить то, что они абсолютно любое событие интерпретируют как некое последствие их влияния. Ярче всего это проявилось в вопросе нефтяных санкций.

В Индии плановые ремонты НПЗ и, как следствие, сокращение импорта «черного золота», в т.ч. из России? — Соблюдают санкции Запада.

Сезонная пробка в турецких проливах, усугубившаяся изменением правил проверки страховок? — Соблюдают санкции Запада.

В рамках ежемесячных колебаний сократились морские поставки нефти из России? — Весь мир неукоснительно соблюдает санкции Запада.

Перечислять можно до бесконечности. Чтобы ни происходило в мире, западная пресса как попугай убеждает себя в том, что «все идёт по плану». Правда, периодически все-таки приходится писать материалы «прозрения» о том, что «потолок цен» на нефть, оказывается, не работает. И за последние полгода ни один сорт российского «черного золота» не уложился в лимит. В связи с чем не пора ли пойти приказать Дании блокировать танкеры с российской нефтью в Балтийском море?

Довольно показательно, что рынок на подобные вбросы и интерпретации не реагирует совершенно (может иметь место лишь кратковременный всплеск, который практически тут же отыгрывается назад). Это значит, что тех самых «великих и ужасных» санкций Запада в реальности не боится примерно никто. Тем более сейчас, по прошествии почти двух лет, когда многие процессы отлично перестроились.

Уточню, что дело не в том, что ограничительные меры не дают никаких результатов в принципе. Нет, результат есть, и немалый. Однако он оказался противоположным первоначальному замыслу авторов.

Конечно, если они изначально не хотели помочь России выйти на новые крупнейшие рынки сбыта, обзавестись «танкерным флотом», избавиться от зависимости Запада в вопросе страхования и логистики, а также постепенно переводить торговлю в национальные валюты, уходя от доллара. Если цель была в этом, то я ответственно заявляю, что санкции, действительно, работают. Хотя что-то мне подсказывает, что план у Запада был несколько иной.

Однако, разумеется, открыто признать они это не могут. Поэтому упорно делают вид, что «так и было задумано». В настоящий момент сильней всего им не дает покоя танкерный вопрос. И Вашингтон, и Брюссель стали все активней стали трясти кулаками в отношении перевозчиков российской нефти. Так, за последний месяц США ввели санкции против пяти танкеров (до этого почему-то «руки не доходили»). Три греческие компании внезапно «испугались» и отказались возить российскую нефть. ЕС и вовсе обещает в 12-м пакете ввести запрет на продажу танкеров.

Все это происходит на фоне новостей о том, что Россия по большей части с «танкерным голодом» успешно справляется. Тут и «теневой флот» (по данным морской платформы Lloyd’s оценивается в 535 судов, хотя точных цифр нет ни у кого), и готовые к сотрудничеству страны. Такое ощущение, что господа дождались, когда Россия скупила на вторичном рынке (в т.ч. западном) все «праздношатающиеся» танкеры, и только потом решили «закрутить гайки» посильней. Видимо, чтобы теперь перейти к стимулированию производства запчастей и сервисного обслуживания.

Смех смехом, однако «дырявый потолок» объясняется ещё одной проблемой санкций Запада — им нужно было «убрать» Россию так, чтобы цены при этом не улетели в космос. И т.к. сразу жесткие меры в отношении транспортных компаний вводить было опасно, расчет был, что во-первых, частично испугаются и так, а во-вторых, что всё-таки найдутся желающие заместить долю Москвы в нефтяном вопросе. И тогда уже можно будет врубать санкционный режим построже.

И, действительно, если бы, как писала западная пресса, «весь мир» на самом деле был бы против России, то нас бы экономически «душили» без лишних сомнений. Теперь же новые меры Запада вряд ли окажут какое-либо существенное влияние влияние на отрасль, несмотря на вот такие цитаты Рейтерс:

Российские нефтяники стали испытывать сложности с поиском танкеров под свои баррели после того, как США начали вводить санкции против «теневого флота» Кремля и запустили расследование, охватившее три десятка судовых перевозчиков по всему миру
Косвенным признаком является полное отсутствие реакции рынка на ваши «расследования». Угрозы растут, а цены падают (почему — объяснял недавно). Все ждут решения ОПЕК, а не санкций Вашингтона.

Ну а что Россия? «Теневой флот» и кооперация с дружественными странами, это, конечно, хорошо. Однако нам необходимо продолжать развивать судостроение. Справедливости ради, в данный момент все мощности и так загружены под завязку. К примеру, поделюсь хорошей новостью. «Совкомфлот» на днях получил от «Звезды» (в текущий момент выполняет более 60 заказов) новый нефтеналивной танкер нового поколения на СПГ-топливе, который получил имя «Восточный проспект» (давать названия в честь значимых улиц городов России — традиция «Совкомфлота»).

Так что санкции санкциями. Теперь жить нужно так, словно они с нами навсегда. Собственно, подобное и происходит. Лет через десять мы еще посмотрим — у кого там «убитый теневой флот ржавых посудин», а у кого преобразившаяся отрасль. Хотя быстрых результатов ждать не следует. Судостроение ввиду многообразия номенклатуры даже сложней чем авиастроение. И работы предстоит много.


Последние статьи