Официальный Ереван продолжает привлекать к себе внимание разговорами о перспективе выхода из ОДКБ и сближения с Западом. С конца прошлого года и премьер-министр Никол Пашинян, и другие официальные лица постсоветской республики сделали на эту тему немало заявлений. В итоге возникло широкое поле для спекуляций.
Эксперты и различные комментаторы в большинстве своём склоняются к мнению о появлении инфоповода вследствие ликвидации Нагорно-Карабахской Республики. Не только Н. Пашинян, но и другие представители официального Еревана представляют внутри страны и за рубежом ситуацию с НКР как результат отказа России воевать за интересы Армении с Азербайджаном.
НКР не была признана ни Ереваном, ни Москвой. Более того, в конце мая 2023 года Пашинян заявил, что Армения признаёт суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. В ответ азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил об открытии возможностей для подписания мирного договора с Арменией.
Армянская сторона затягивала процесс урегулирования длящегося ещё с 1990-х годов конфликта. Азербайджанская армия в сентябре 2023 года провела военную спецоперацию в НКР, захватив непризнанную республику. Пашинян попытался переложить ответственность за своё политическое поражение (и элиты постсоветской Армении в целом) на Россию.
Экспертный консенсус по военному превосходству Азербайджана над Арменией выработан давно, его никто не оспаривал. Баку резонно отмечал, что проводит спецоперацию на своей территории. Официальный Ереван, с одной стороны, считался с этими фактами, с другой – все более гневался на Москву.
Армянская элита надеялась на участие в конфликте с Азербайджаном если не всего ОДКБ, то хотя бы России, которая с 24.02.2022 г. проводит свою СВО. Однако широкая общественность так и не узнала о соответствующих официальных обращениях Еревана ни к России, ни к другим членам ОДКБ, ни к организации как таковой.
Примечательно, что в Армении не было движения добровольцев, желающих отправиться в НКР воевать с азербайджанской армией. Было другое движение – антироссийские митинги в Ереване, на которых Москву обвиняли в нежелании воевать за непризнанную Арменией Карабахскую республику. Проходят в армянской столице и откровенно русофобские акции в связи с российской СВО, которым власти не препятствовали. Причём проходят не первый год.
Поэтому вполне ожидаемыми стали заявления представителей элиты Армении о курсе на отдаление от Москвы, о «заморозке» членства в ОДКБ. Выступая еще 22 мая прошлого года на пресс-конференции (то есть еще до падения НКР), Пашинян заявил, «что наше восприятие таково, что ОДКБ ушла или уходит из Республики Армения» и отметил: «Я не исключаю, что Республика Армения может де-юре принять решение о приостановлении или замораживании членства в ОДКБ, но это произойдет только тогда, когда мы зафиксируем, что ОДКБ выходит из Армении».
До сих пор нет одного мнения о том, что именно хотел сказать премьер-министр Армении. Он неплохо владеет не только армянским, но и русским языком, что неоднократно демонстрировал. Однако его «ОДКБ выходит из Армении» больше напоминает известную шутку на тему «вывезти колхоз из девушки».
Армянские национал-радикалы, чествующие Нжде и других подобных «забытых героев», периодически поднимают вопрос о ликвидации российской военной базы. Их аргументация по-своему логична, учитывая, что Ереван участвует в программе ЕС «Восточное партнёрство», созданной специально для отдаления от России и сближения с Брюсселем.
Не случайно 19 января нынешнего года Ереван посетил спецпредставитель генсека НАТО Хавьер Коломина. Пашинян открыл перед Западом окно возможностей, которым альянс, изначально созданный как антироссийский, немедленно воспользовался, прислав своего эмиссара. Этому символическому жесту предшествовали переговоры за пределами Армении и контракты на закупку вооружений стран-членов альянса.
«В прошлом отношения Армении в оборонной сфере были на 97% связаны с Россией. Сейчас этого не может быть в силу объективных и субъективных причин», — заявил Пашинян месяц назад Общественному радио Армении.
И действительно, причины именно субъективные, причём наверняка не без коррупционной составляющей. Ведь Ереван закупил французские БТР, которые забраковали даже ВСУ.
Ожидаемо 13 января глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам пятого заседания Совета партнёрства ЕС – Армения сообщил, что Пашинян в октябре заявил о готовности сближения с Евросоюзом. Поэтому в том же месяце Евросовет поручил Боррелю «изучить пути укрепления наших отношений по всем измерениям».
Боррель добавил: «И в этом контексте сегодня мы решили запустить работу над амбициозной повесткой нового партнёрства». По его словам, речь идёт о скором углублении отношений ЕС с Арменией в сфере безопасности и обороны.
Затем, 18 февраля, Пашинян на конференции по безопасности в Мюнхене заявил: «Я давно говорил, что Армения в вопросе Украины не является союзницей России, и это наша искренняя позиция». Затем он повторил этот тезис на встрече с армянской диаспорой в ФРГ и развил его, сообщив, что у Еревана нет иных вариантов, кроме как пересмотреть свой внешнеполитический курс в сфере безопасности.
После этого 22 февраля в Ереван прибыла делегация Минобороны Франции во главе с министром Себастьяном Лекорню. В тот же день Пашинян в эфире телеканала France 24 прокомментировал отношения с ОДКБ, сообщив: «Мы приостановили наше участие». Он также поведал, что в 2013 году Россия «открыто призвала армянское население свергнуть власть» в Армении и ведёт информационную войну против него, Пашиняна.
Остапа, что называется, понесло. Выступая в парламенте 28 февраля, премьер Армении сообщил, что его страна больше года не участвует в работе ОДКБ. Он заявил, что организация «создает проблемы в сфере безопасности для Армении», отметив: «ОДКБ вопреки своим обязательствам по обеспечению соответствующей позиции по вопросу безопасности Армении делает обратное. Сейчас мы де-факто заморозили (членство в ОДКБ), и, если этот процесс продолжится, заморозим и де-юре».
На следующий день подключился спикер армянского парламента Ален Симонян, заявивший: «Есть большой план по включению Армении в Союзное государство России и Белоруссии». По его словам, этот опасный план был сорван в 2021 году.
Спикер также сообщил, что Ереван пока не принял решения о выходе из ОДКБ, хотя, оказывается, такое «требование» общества есть. Симонян при этом отметил, что организация не обеспечивает безопасность Армении и Россия как союзник бесполезна. Он также завил о готовности постсоветской республики сближаться с Евросоюзом, который «обеспечит нам наибольшую безопасность».
К чести другой стороны, т. е. самой ОДКБ и входящих в нее стран, там ситуацию стараются не обострять. 23 февраля на запрос «Интерфакса» в пресс-службе организации сообщили, что ОДКБ не получала официальных заявлений от Армении о приостановке участия в её деятельности.
29 февраля замглавы МИД Казахстана Роман Василенко сообщил: «Мы видим заявление о де-факто приостановлении Арменией своего участия в ОДКБ. Каких-либо юридических действий по приостановлению своего членства в ОДКБ Армения, насколько я знаю, не предпринимала. То есть де-юре Армения не приостанавливает свое членство в ОДКБ».
Вполне обоснованно возникли вопросы о членстве Армении в других евразийских интеграционных объединениях. Потому 1 марта вице-спикер парламента страны Рубен Рубинян вынужден был заявить, что у Еревана «нет в повестке» вопроса о выходе из ЕАЭС.
Трудно пока сказать о членстве в Евразийском союзе, но с ОДКБ в Ереване, похоже, вопрос уже решен. Не случайно вчера секретарь армянского Совбеза Армен Григорян в телеэфире заявил, что прежняя система безопасности не работала ни в двустороннем армяно-российском формате, ни в рамках ОДКБ. По его словам, Армения сильно зависела от России экономически, политически и в оборонной сфере. В связи с этим он сказал: «Когда с 2020 года мы увидели, что эта система не работает, мы начали предпринимать шаги, чтобы найти альтернативы для обеспечения безопасности Армении. <...> То, что мы с 1991 года по всем направлениям зависели от России, было нашей большой стратегической ошибкой».
Таким образом, правящая элита Армении определилась. Выход из ОДКБ явно предрешен, хотя пока все еще выглядит затянувшимся шантажом Москвы. Вне зависимости от того, будет этот шаг оформлен юридически или номинальный союзник останется недееспособным («замороженным»), один из пунктов западной стратегии на постсоветском пространстве в контексте СВО правомерно считать выполненным.