Православные отмечают день памяти святителя Феофана, затворника Вышенского. Этот святой, живший в XIX веке, оставил немало трудов. Одна из книг — о последних временах перед пришествием антихриста. Старец достоверно предсказал события революции 1917-го, не обделил он вниманием и события, которые вот-вот произойдут с Россией и остальным миром.
Редкий дар
Сын сельского священника Георгий Говоров получил от Бога редкий дар – учиться и учить. В 26 лет, пройдя все школьные ступени — Орловскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, — он принял постриг с именем Феофан, был взят преподавателем в Санкт-Петербургскую духовной академию, а через 6 лет, в 1847 году, отправился в составе Русской духовной миссии в Иерусалим, где почти десять лет изучал писания отцов церкви по древним рукописям, учил греческий, французский, еврейский и арабский и путешествовал по монашеским обителям, беседуя со старцами. А вернувшись в Петербург, был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.
Потом была командировка в Константинополь, ректорство в Духовной академии в Петербурге, рукоположение в епископский сан, служение в Тамбове и Владимире, и везде епископ Феофан запомнился тем, что открывал школы и училища. А еще своими проповедями, которыми он сопровождал каждое богослужение. Он и образование признавал только то, которое не только развивает ум, но главным образом облагораживает сердце. И говорил так, что задевал слушателей за живое, им хотелось запомнить его слова, еще раз над ними подумать. В результате пришлось издать двухтомник его слов к тамбовской пастве.
Тогда же, в Тамбове, он написал «Письма о христианской жизни» — целую систему христианского нравственного учения.
И там же, в Тамбовской епархии, объезжая ее с инспекцией, присмотрел он себе убежище – Вышенскую Успенскую пустынь, которая понравилась ему строгим уставом и красотой местности. И когда в 1866 году владыка Феофан подал в Синод прошение уволить его на покой, он попросил определить ему пребывание именно в этом монастыре.
Прошение его удовлетворили и направили в Вышу настоятелем, но он от должности отказался. Как отказался потом и от предложения возглавить Московскую кафедру.
В первые шесть лет в монастыре он вместе с другими монахами ходил ко всем церковным службам, в воскресенья и праздники совершал литургию и принимал множество посетителей, приходивших к нему за советом. Но после Пасхи 1872 года все это прекратил, затворился в отдельном флигеле, где ежедневно служил литургию в устроенной там домовой церкви, принимал только настоятеля, духовника и келейника и все время посвящал научным, литературным и переводческим трудам и обширнейшей переписке.
Непростая судьба
Под конец жизни владыку Феофана одолевали многие недуги, вдобавок он ослеп на правый глаз. Скончался он в праздник Крещения Господня в 1894 году. Похоронили его в Казанском соборе Вышенской пустыни.
А после 1917 года в монастыре сначала разместили «Детский городок III Интернационала», а в 1920-х годах его и вовсе закрыли, и там поочередно были: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония», а с 1938 года — областная психиатрическая больница.
После канонизации святителя Феофана в 1988 году мощи его перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка. Правда, в 1990 году Рязанскому епархиальному управлению передали несколько зданий бывшей Вышенской пустыни для устройства женской обители, но начать их реставрацию было невозможно – психбольнице некуда было выехать. Она и сейчас занимает значительную территорию монастыря, даже после того как в 2002 году мощи святителя Феофана торжественно перенесли обратно в Вышу.
Неизвестные письма
В январе 2015-го было опубликовано ранее неизвестное письмо святителя Феофана Затворника (1815 — 1894), обнаруженное в одном из сел Пензенской области, сообщал сайт Пензенской епархии.
«Письмо подлинное и написано владыкой Феофаном от руки. Сложенный двойной лист пожелтевшей от времени бумаги в небольшом конверте хранился до настоящего времени с 1888 года», — говорилось в сообщении.
Свое духовно-назидательное письмо святой адресовал в Успенский женский монастырь инокине Марфе (Ивановне Климовой), в архиве семьи которой письмо сохранилось до наших дней. Феофан Затворник написал инокине о важности страха Божия.
«Страх Божий – главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, все по-своему устрояет в душе. Есть он у Вас? Если есть, благодарите Бога, и храните его; а нет – разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию», — говорится в письме.
По словам святителя, для поддержания в себе страха Божия, необходимо «держать неотходную память о смерти и суде».
«Кончина мира»
Но самые известные письма святого — «Кончина мира». Там он рассуждает о признаках приближения последних времен. Свои мысли он подкрепляет цитатами из Священного Писания.
«Древние толковники Священного Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское царство. …. В наше время, если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и, держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть», — писал он.
«Когда же царская власть и народ всюду заведут самоуправство — республики, демократию, коммунизм,— тогда антихристу откроется простор для действования, — продолжает святитель. — Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовских стремлений, тогда явится и антихрист».
Господом, пишет святитель Феофан, предречено «господство зла и неверия, оно и расширяется видимо, и когда уже очень возобладает, тогда дело будет только за почином»: если кто-либо влиятельный «подаст голос» — то начнется отступление от веры.
«Этот почин и сделает антихрист», — констатирует святой, как будто бы описывая современную ситуацию в мире.
Также святитель Феофан предрекал «годы безбожия в России», которые начнутся с падением монархии. А после начнется время возрождения: «с приходом сильного правителя». И тогда «у западных стран кончится белая полоса». У России же — начнется.
Интересное по теме
Ванга сделала предсказание о России
Самые известные предсказания Ванги — о России. Она часто говорила о том, что россияне будут переживать трудные времена, но в конечном итоге «поднимут свою страну с колен».
Одно из её знаменитых предсказаний касалось распада СССР. Старица предсказывала, что Соединённые Штаты Америки порадуются, когда произойдёт крах могущества России. Однако, согласно её словам, это не станет концом для страны, а станет отправной точкой для нового возрождения.
Ванга утверждала, что в будущем Россия станет вновь великой державой, обладающей сильной душой и духом.
Ванга также предсказала, что «наступит время, когда люди начнут возвращаться к своим корням и историческим истокам». Она верила в духовное возрождение России и появление там некой «единой религии Белого лотоса».
Прорицательница скончалась 11 августа 1996-го в болгарской столице. По свидетельствам очевидцев, в последние минуты жизни она впала в транс и начала возвещать, что ждет мир после ее ухода.
Она практически по годам поведала судьбу планеты вплоть до середины XXI века. Одно из пророчеств касалось «первой четверти первой новой эры», о «могучей православной стране на востоке». По всей видимости пророчица имела в виду события в России в 2025 году. Вот что она сказала: «Новый человек грядет. Придет восьмой и все изменит».
РИА Новости, Яндекс.Дзен