«По мощам и елей…» Европа пожинает то, что заслужила

В мире

В 2019 году 26% российского рынка международных перевозок занимали 95 иностранных авиакомпаний. Среди которых преобладали западные авиаперевозчики из «недружественных» теперь нам стран. Ещё бы, такой прибыльный внутренний рынок плюс транзитные плюшки. Не считая миллионов российских туристов, чуть ли не круглый год мигрирующих по разнообразным мировым курортам, тысячи тонн грузов перемещались между Европой и Юго-Восточной Азией кратчайшим путём через воздушное пространство России. Принося европейским авиакомпаниям миллиардные прибыли.

Например, у финской авиакомпании Finnair было уникальное географическое преимущество. И компания сполна пользовалась этим преимуществом, зарабатывая неплохие деньги на транзитных перевозках пассажиров и грузов. Через Финляндию проходил своеобразный путь «из варяг в греки». А Finnair называла себя связующим звеном между Европой и Азией, поскольку ее рейсы проходили по кратчайшему и самому быстрому маршруту через Россию. В полной мере пользовались этим и прочие европейские авиакомпании: британские, французские, голландские…

Но всякому хорошему когда-нибудь приходит конец. Настиг такой конец и финскую, со товарищи, авиакомпании. Началась санкционная война, и Евросоюз первым делом закрыл своё воздушное пространство для российских самолётов. Россия не осталась в долгу и тоже закрыла своё небо для Европы. В том числе и транзитный коридор. Облёт воздушного пространства России удлинил маршруты полетов между аэропортами Европы и крупными азиатскими городами на 15–40%. Удлинение маршрутов привело к повышению расходов на топливо. Рост стоимости топлива ожидаемо вызвал рост цены на билеты и увеличение тарифов на перевозку грузов. Короче, эффект домино и как следствие, сокращение рейсов и падение доходов.

С тех пор периодически то одна авиакомпания, то другая заводят разговор о «недобросовестной конкуренции со стороны Китая. Ведь китайские перевозчики не понесли никаких потерь. Наоборот, продолжая летать через российское небо, увеличивают число рейсов. Что прямо бесит европейцев, которые теперь постоянно ноют: «а нас за что?». Доходит до того, что европейские политики даже выдвигают требования к России, обвиняя её в сговоре с Китаем. Так в конце 2023 года в городе Дублин прошла конференция «Airline Economics», на которой к России были выдвинуты требования по «немедленному разрешению беспрепятственного авиасообщения над Сибирью».

А Генеральный директор транспорта Евросоюза Хенрик Хололей считает, что Россия не по «статусу» занимает столь выгодное положение между Европой и Азией и поэтому не имеет права закрывать своё небо для иностранных самолётов, равно как и брать плату за авиационные перелёты над своей территорией.

Попадает и Китаю: звучат призывы ввести против китайских авиакомпаний санкции и запретить или хотя бы сократить их полёты в США. Из последних претензий: на днях в адрес Китая снова прозвучали обвинения в недобросовестной конкуренции. На сей раз так считает руководство нидерландского авиаперевозчика KLM.

По мнению генерального директора KLM Марьяна Ринтела, руководство ЕС должно принять финансовые меры, которые будут способствовать честной конкуренции европейских авиакомпаний с китайскими:
«Европа может, по крайней мере подумать, как положить конец несправедливой конкуренции, зафиксировав цены или взглянув на ситуацию по-другому».

Нервничают! Даже где-то психуют! Ну ещё бы: в одном только июле 2024 года китайские авиакомпании выполнили 90% международных рейсов в Китай и из Китая по сравнению с доковидными показателями, а иностранные перевозчики — 60%. Вот и доносится периодически из райского сада: «а на то за что?» и «что делать?».

Источник


Последние статьи