Современные Шариковы и Присыпкины от культурки это, если присмотреться, явление закономерное.
Появление (проявление) люмпенов в социальных процессах – ситуация, повторяющаяся периодически. Так было в 1920-е годы, когда люмпены хлынули в культуру и науку. Знаменитый советский сатирик В.Ардов вспоминал, как он сдавал один из экзаменов в экономическом институте. Принимал старый заслуженный профессор, а к нему сплошным потоком шли рабфаковцы, которые двух слов связать не могли. От всего этого ужаса у профессора болела голова, и он слушал студентов, прикрыв глаза. Подошел черед Ардова, и он в самом начале ответа произнес какую-то латинскую цитату.
Услышав латынь, профессор тепло улыбнулся, открыл глаза и спросил:
— Вы — гимназист?
— Да, — отвечал Ардов.
— Отлично, отлично, — сказал профессор, — Идите, идите…
И опять зажмурился, чтобы не видеть очередного рабфаковца.
Так было в 1990-х годах.
Очередная волна пришла сегодня.
То есть это симптом того, что социальная и политическая жизнь упрощается, примитивизируется, почва становится удобной для того, чтобы в нее врастала шпана, люмпены от культуры. Феномен люмпенизации тех или иных периодов объясняется в исторической науке тем, что время от времени возникает период кризиса аграрной цивилизации и люди из деревни массово направляются в города. То есть они выходят из своей культуры, но не успевают (а часто и не хотят) приобщиться к новой. Они оказываются ни здесь, ни там и это порождает агрессию – вокруг всё чужое, враждебное, непонятное, отталкивающее.
Вспомним Аверченко, у которого Никандр Хлапов читал комячейке лекцию о пролетарской музыке. «И все-то они, черти собачьи, крутят, все вертят как бы понепонятнее… я могу только одно сказать: русский пролетариат уже просыпается и, когда он проснется окончательно и без остатка— он такую музыку покажет, что все эти Чайковские, Маяковские, Мечниковы и Бечниковы— у гробах переворотются!» Вспомним Розанова, Блока, Бунина, точно описавших их природу. Вернуться назад невозможно, ибо там все старое и отжившее, но прежняя инерция не дает и двигаться вперед. В итоге они оказываются нигде.
Однако нынешние события, когда шпана активно вторгается в культуру, происходят на новом уровне. И это гораздо опаснее. Люмпен 1920-х, ворочавший в гробах классиков, принадлежал той же стране, находился в тех же социальных рамках. Нынешняя шпана это симбиоз двух. Местной, порожденной безвременьем 1990-х и 2000-х и импортной, приехавшей с Украины, где все сильно отличалось от нас. От нее они оторвались и к новой – слишком новой для них – не приобщились.
Это очень опасная, я бы даже сказал, взрывоопасная среда, склонная к максимальному упрощению всего, ненавидящая всякое «умствование» (именно этим объясняется их оручий «патриотизм» ибо они нарисовали себе Россию, которой никогда не было и требуют, чтобы под этот шаблон подгонялось все), любую многовариантность мышления и поведения. Им всегда необходим шаблон, причем предельно упрощенный, черно белая схема (поэтому они берут ее у уголовников или нацистов), за пределы которой они выйти не в состоянии.
Они вечно в оборонительной позиции, ими движет страх, что придет кто-то и прекратит это сиюминутное торжество. У Аверченко это описано точно: «Никто из живущих в этой квартире не интересуется ею, и никто не собирается устроиться в ней по-человечески…Никто не верит в возможность устроиться в новой квартире хоть года на три… Стоит ли? А вдруг придет хозяин и даст по шеям. Так и живут».
Поэтому нападают первыми.
Если приглядеться внимательно, то становится понятным, зачем их выращивают. Это, во-первых, гарантия от социальных потрясений (они всегда пойдут защищать кормушку), во-вторых, великолепная опора прекрасно сохраняющихся во власти и ждущих своего часа либералов. В-третьих, ими легко манипулировать и их легко употребить на что угодно. В-четвертых, они по природе своей требуют закрытости, герметичности тусовки, что идеально вписывается в сегодняшний дискурс.
Поэтому их и растят.
Якеменко
https://t.me/yakemenko