«Доктрина Монро» в действии: неизбежно ли вторжение США на Панаму?

В мире

Встречаясь недавно со сторонниками в Аризоне, избранный президент США Дональд Трамп на днях потребовал снижения администрацией Панамского канала платы за проход судов по этому водному пути для США – иначе Вашингтон восстановит контроль за этим маршрутом.

«…Тарифы, взимаемые Панамой, нелепы, особенно с учетом чрезвычайной щедрости США. Если моральные и юридические принципы, сопровождавшие великодушный жест с передачей канала Панаме, уважать не будут, то Панамский канал вернется к нам, полностью и без вопросов. Власти Панамы, пожалуйста, поступайте, исходя из этого!»

Готовящийся к заезду в Белый дом миллиардер вполне прояснил означенную угрозу: «…когда Джимми Картер глупо отдал его за один доллар, лишь Панама могла управлять каналом – не Китай или кто-либо еще. Точно так же Панама не имела права устанавливать неправомерные цены и объемы прохода судов для США, ВМС и корпораций, ведущих бизнес на американской территории». По мнению Трампа, требуется обеспечивать надежность функционирования канала, «поскольку он играет важную роль для безопасности и экономики США». Обещано также, что «канал никогда не попадёт не в те руки».

Сооружение Панамского канала, через который ныне проходит около 5 процентов мировой торговли, американские военные начали в 1904 году, вскоре после спровоцированного Вашингтоном отделения Панамского региона от Колумбии. К 1920 году стратегический объект, соединивший Тихий и Атлантический океаны, полностью вошёл в строй и управлялся американцами вплоть до конца 1970-х годов. Вполне естественно, что США изначально пользуются каналом больше, чем любая иная страна мира (впрочем, не стоит забывать о Японии, Южной Корее и Китае), в то время как панамская администрация взимает здесь тарифы с судов в зависимости от их размера и эксплуатационного профиля: точно так же поступала и американская администрация канала.

Угрозы Трампа могут предварять интервенцию в Панаму или, по крайней мере, её политическую дестабилизацию этой небольшой страны, дабы, в случае наступления часа Х, под благовидным предлогом административно отделить от Панамы в пользу Америки и сам канал, и бывшую «американскую» зону по его берегам.

Здесь нелишне напомнить и о том, США использовали «опыт» Великобритании и Франции по их совместной защитной зоне вдоль Суэцкого канала, существовавшей с начала его эксплуатации до осени 1956 г. А именно, колониальная «Зона Панамского канала» была учреждена 18 ноября 1903 года под управлением США, на основании договора госсекретаря Г. Хэя и тогдашнего президента Панамы Бунау Варильи. По настоянию главы Панамы (в 1969-81 гг.) генерала Омара Торрихоса, погибшего 31 июля 1981 г. в авиакатастрофе, зона была ликвидирована с 1 октября 1979 года на основании подписанных 7 сентября 1977 г. соглашений с администрацией Картера о деколонизации канала и примыкающей к нему Зоны. В Вашингтоне пытались под разными предлогами удержать контроль над зоной, однако под давлением почти всех латиноамериканских стран (кроме Гватемалы, Гаити и некоторых небольших восточно-карибских) участие США в управлении зоной полностью прекратилось 31 декабря 1999 года.

Меньше известно, что только в 1987 году под контроль Панамы перешёл нефтепровод вдоль канала (протяжённостью 140 км), построенный группой компаний США на рубеже 1970-х — 1980-х годов, работавший в обоих направлениях почти со 100-процентной загрузкой. По настоянию США трубопровод был закрыт по техническим предлогам в 1996 году: в Вашингтоне не стремились к увеличению доходов Панамы, и без того овладевшей транзитным каналом и примыкающей к нему зоной. В 1996 году уже не было Торрихоса и его возможных преемников, а потому США добились выгодных условий: трубопровод с тех пор совместно управляется государственной Petroterminal de Panama SA и NIC Holding Corporation (США), причем с преобладающей долей американской стороны. Правительство Панамы, владеющее 40% в этой совместной структуре, планировало после 2005 г. приобрести здесь всю оставшуюся собственность, но американская сторона воспрепятствовала…

В панамском нефтепроводе бессрочно заинтересованы и Нидерланды: крупные НПЗ, созданные еще в конце 1910-х – середине 1920-х гг. на нидерландских островах Аруба и Кюрасао (Южные Карибы), расположенных невдалеке от канала, нуждаются как в поставках нефти не только из соседней Венесуэлы, так и в экспорте нефтепродуктов (частично эти НПЗ принадлежат с 80-х венесуэльской государственной PDVSA).

В начале 2000-х сообщалось о проекте «дублёра» Панамского канала через приграничный перешеек Колумбии. Но Богота, с политической поддержкой от соседних Венесуэлы, Никарагуа и Коста-Рики, а также от Кубы и Мексики, отказала Вашингтону в экстерриториальности канала и его побережий.

Аналогичные проекты канала, инициированные США ранее в Гватемале, Гондурасе и Никарагуа, так и остались на бумаге по причине внутриполитических пертурбаций в этих небольших странах в 1970-х годах и позже. Наибольшее внимание уделялось, конечно, Никарагуа, где свержение проамериканского режима А. Сомосы в 1978-1979 гг., сменилось затяжной гражданской войной, в ходе которой американские спецслужбы поддерживали боевиков «контрас» против сандинистского правительства Даниэля Ортеги. Проект «Великого трансокеанского канала» был одобрен в 2012 году, однако застопорился из-за финансовых проблем основного инвестора проекта – китайской компании. По словам спецпредставителя президента Ортеги по вопросам взаимодействия с Россией Лауреано Ортега Мурильо, порт со стороны Тихого океана готов, а работа над строительством нового порта со стороны Карибского моря уже ведётся, в Манагуа приглашают поучаствовать в реализации грандиозного проекта Россию. Предполагается, что новый канал должен будет обеспечить прохождение более чем 5 тысяч судов за год.

Имеются и другие проекты. Так, ещё в конце XIX века, затем в середине 1930-х годов и позже США планировали аналогичный канал через южную Мексику, на узком перешейке в 300 км между океанами (порты Коацакоалькос – Салина-Крус), с непременным требованием его экстерриториальности и с отчужденной зоной. В Мехико сперва почти согласились, памятуя о захвате США в XIX веке у Техаса, Калифорнии, Юты и Нью-Мексико, однако вскоре начали затягивать переговоры, отвергая принцип экстерриториальности. В итоге в Мексике от проекта отказались, а активизировавшиеся с 1950-х гг. территориальные споры с соседними Гватемалой и Британским Гондурасом (с 1981 г. – Белиз), сохраняющиеся с Белизом поныне, вынудили Вашингтон отказаться от своей идеи.

Между тем, панамские власти с середины 2010-х вступают за более высокие цены на транзит по каналу, что требуется для его большей эксплуатационной надежности. Известен и интерес к объекту китайских специалистов, с 2010-х годов приглашённых для мониторинга эксплуатационной и экологической ситуации на канале и вдоль его берегов. Данное обстоятельство, а также инвестиции в канал действующих в том числе и в интересах Китая международных бизнесменов, безусловно, будут ещё больше раздражать администрацию Трампа, о чём в полной мере свидетельствуют и его экспрессивные записи в социальных сетях, и преисполненные решительным настроем публичные заявления. Так или иначе, вероятность очередного кризиса в карибско-латиноамериканском регионе серьёзно возрастает.

Алексей Балиев


Последние статьи