«Белому лебедю» 40 лет. Куда подевался Ту-160, один из самых красивых военных самолетов современности. Почему не летает?

Россия

В начале 70-х годов отдел «Т» Первого главного управления КГБ СССР, занятый научно технической разведкой, добыл тревожную информацию. В инженерном центре ныне упраздненного американского промышленного конгломерата Rockwell International шли последние дни работы над новейшим бомбардировщиком В-1А. Этот стремительный «стратег», размером чуть меньше стандартного пассажирского лайнера, создавался как низковысотное средство прорыва мощной советской ПВО и последующего ядерного удара.

Иных функций у него на тот момент просто не существовало. В Союзе генералы быстро оценили угрозу и моментально выдали туполевскому бюро техзадание на современный ракетоносец, с практически неограниченной дальностью полёта и скоростью почти как у современного истребителя. Любопытно, что первая модификация будущего «Лансера» (В-1А), из-за которой и начался весь сыр-бор, так и не пошла дальше экспериментального производства. Почти десять лет этот проект пробуксовывал, хотя имел солидную временную фору. В итоге, советский прототип «изделие 70», разработанный как ответное средство на новую американскую угрозу, и взлетел, и поступил на вооружение заметно раньше, чем впервые увидела свет вторая модификация «американца» — полноценный «Lancer» B-1B.

Первые испытательные полёты будущего «Белого лебедя» прошли на заре 80-х. А в начале октября 1984 года состоялся полноценный полёт Ту-160 в полной боевой оснастке стратегического ракетоносца. По итогам этих тестов, 11 октября 1984 года, вышло распоряжение о приеме машины на вооружение и реализации серийного производства. Всего планировалось произвести под сотню этих огромных стратегических ракетоносцев, хотя получилось их создать существенно меньше. На сегодня существуют 15 лётных экземпляров Ту-160. Чисто внешне оба самолёта, советский и американский, имели немало общих черт, но на этом любая похожесть этих машин заканчивалась.

У В-1В никаких задач, кроме развязывания ядерного апокалипсиса не предусматривалось вплоть до середины девяностых, начала нулевых. Ту-160 оказался куда более универсальным и более гибко приспособленным к исполнению различных миссий. Специально под новую «тушку» была запущена линейка Х-55, уникальных крылатых ракет большой дальности, способных высокоточно поражать стационарные объекты на дистанциях, приближенных к радиусу действия межконтинентальных баллистических ракет.

Х-55 стала прообазом знаменитой линейки Х-555\Х-101 и имела два варианта, как конвенционный, так и со специальной боевой частью. С тех пор у «Белого лебедя» поменялось три поколения ракет, и новые машины, модификации М2 опционально должны быть приспособлены к запуску 12 аэробаллистических ракет 9-С-7760 гиперзвукового комплекса «Кинжал».

Ту-160 довольно долго удивлял мир плавностью форм на разных авиасалонах, но его боевое применение случилось только через тридцать лет после начала серийного производства. В ноябре 2015 года «Белые лебеди» произвели свой первый по-настоящему боевой залп ракетами Х-555 по объектам запрещенного ИГ. С тех пор «Лебедь» регулярно летал на боевые, но в 2023 год начал подолгу пропадать из сводок, а затем почти совсем исчез. Сейчас как минимум четыре из них стоят на заводе, в ожидании модернизации по программе М2, остальных подтягивают до категории М на местах основной дислокации. Ту-160 летают на дальние патрулирования в международном небе, но в боевых действиях участия не принимают. Расходовать ресурс таких дорогих и ценных «птичек» было решено только в случае крайней эскалации.

Просто удивительно, насколько Ту-160 отвечает шутливой концепции, приписываемой самому Андрею Николаевичу Туполеву, о том, что красивые самолёты хорошо летают. На мой вкус, Ту-160, при своих размерах и габаритах, безусловно самый изящный самолёт мировой авиации. И он же в сентябре 2020 года поставил рекорд дальности беспосадочного перелёта. Совпадение? Не думаю. А Ту-160 мы в деле ещё увидим. И кому то от этого станет довольно грустно.

Дневники Зеленого края
https://dzen.ru


Последние статьи