В центре внимания – контракты Sirena-Travel с латвийской фирмой Amber Aero, которые, возможно, служат прикрытием для перемещения денег из России под предлогом оказания IT-услуг.
Подозрительные контракты на IT-услуги: возможный вывод средств за рубеж
Российская система бронирования авиабилетов «Сирена-Трэвел», являющаяся ключевым подрядчиком госкорпорации Ростех, могла вывести значительные суммы за пределы страны под видом оплаты IT-услуг. В центре внимания находится соглашение между немецкой дочерней компанией Sirena-Travel GmbH и латвийской фирмой Amber Aero SIA, направленное на обеспечение хостинга данных и коммуникационной инфраструктуры. Согласно условиям контракта, Amber Aero обязуется предоставить услуги по размещению и сопровождению IT-инфраструктуры Sirena в зарубежных дата-центрах, а также подключить авиакомпании к международной сети обмена данными SITA (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf). Это включает настройку каналов для передачи сообщений Type B (стандарт авиационного обмена данными) и предоставление адресов SITA (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf).
На первый взгляд, задача кажется чисто технической, однако стоимость контракта вызывает серьёзные вопросы. В приложениях к договору указаны тарифы за каждую операцию и подключение: например, единоразовая плата в размере €100 за перевод трафика на канал SITA, а также ежемесячные платежи за каждый адрес SITA (от €17 до €49 в зависимости от типа) (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf). Кроме того, Sirena-Travel взяла на себя обязательство полностью компенсировать Amber Aero все расходы, выставляемые компанией SITA, без включения их в основную стоимость услуг (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf). Такая схема “cost-plus” позволяет латвийскому подрядчику перекладывать затраты и, вероятно, устанавливать значительную надбавку сверх реальной себестоимости работ.
Встаёт важный вопрос: соответствуют ли эти суммы рыночным ценам? Анализ показывает, что нет. Типовые ставки SITA за подключение и адресацию относительно невелики (сотни евро в месяц максимум), а услуги хостинга и интеграции могли быть выполнены российскими IT-подрядчиками значительно дешевле. Тем не менее, Amber Aero получила контракт на комплекс работ – от выбора дата-центров в Европе до настройки VPN и мониторинга систем (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf) – по цене, которая остаётся скрытой в документах (числа в протоколе согласования цен заменены прочерками). Объём работ намекает на значительные суммы: система Sirena-Travel обрабатывает более 34 миллионов бронирований в год (iata.org). Даже небольшая плата, например, в несколько центов за каждую транзакцию, могла бы составить миллионы евро ежегодно. Отсутствие прозрачности в стоимости услуг и привлечение малозаметной иностранной фирмы порождают подозрения, что контракт был завышен умышленно, а разница осела за границей. Таким образом, под предлогом оплаты IT-услуг мог произойти вывод средств – схема, хорошо известная из прошлых коррупционных историй.
Amber Aero: латвийский посредник с подозрительным следом
Amber Aero SIA, неожиданно ставшая ключевым партнёром «Сирены», вызывает множество вопросов. Эта компания была зарегистрирована в Латвии в декабре 2020 года с уставным капиталом всего €10 тыс.(company.lursoft.lv). Её деятельность включает хостинг, обработку данных и услуги, связанные с воздушным транспортом. Формально её возглавляет 67-летний житель Риги Феликс Скляревич. До подписания контракта с Sirena-Travel обороты Amber Aero были крайне скромными: за 2022 год выручка составила лишь €326 тыс., а штат насчитывал всего 5 сотрудников (tracxn.com). Однако соглашение с российским гигантом явно многократно увеличило денежные потоки через эту фирму. Возникает вопрос: кому на самом деле достаются эти средства?
С высокой вероятностью Amber Aero – это лишь промежуточное звено. Согласно договору, её банковский счёт открыт в латвийском Swedbank (IBAN LV33HABA…) (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf), что позволяет предположить дальнейший вывод средств после их получения. Латвия давно известна как «перевалочный пункт» для денег из стран СНГ: через местные банки средства часто переправляются в офшорные юрисдикции или на счета связанных лиц. Непрозрачность структуры собственности Amber Aero также вызывает тревогу. В официальном реестре Латвии бенефициары не указаны, а значится только директор компании. Это может означать отсутствие крупных совладельцев на виду, но не исключает, что за Скляревичем стоят интересанты из России. Такие схемы часто используют подставных лиц в ЕС, которые предоставляют свои имена для обслуживания операций, в то время как реальные контролёры остаются в тени. Amber Aero разделяет адрес с десятками других фирм в Риге – признак массовой регистрации компаний на одной площадке. Эти факты дают основание предполагать связь Amber Aero с аффилированными структурами, возможно, базирующимися в налоговых гаванях. Таким образом, миллионы, выплаченные Sirena-Travel латвийскому подрядчику, могут в итоге осесть на офшорных счетах неизвестных получателей.
Валютный контроль: механизмы обхода ограничений под предлогом «IT-услуг»
С учётом строгих валютных ограничений, введённых в России после 2022 года, возникает вопрос: каким образом средства могли покинуть страну? С весны 2022 года указами президента и решениями ЦБ резидентам РФ фактически запретили переводить валюту на счета в «недружественных» странах без специального разрешения. Лимиты для граждан сначала составляли всего $10 000 в месяц, затем их повысили (до $150 000, а с июля – до $1 млн), но даже эти послабления касались преимущественно переводов в «дружественные» юрисдикции. Прямые расчёты с компаниями из ЕС, куда входит Латвия, находились под особо строгим контролем. Однако сделка между Sirena-Travel и Amber Aero, судя по всему, обошла эти барьеры.
Наиболее вероятный механизм – использование зарубежной «дочки». Деньги могли накапливаться за рубежом у Sirena-Travel GmbH (например, от иностранных клиентов или через ранее накопленные валютные резервы). Либо российская Sirena могла рассчитываться с немецкой «дочкой» как с иностранным правообладателем программного обеспечения. В свою очередь, немецкая компания уже легально переводила средства латвийскому подрядчику. Таким образом, рублёвые доходы, собранные внутри России, превращались в евро за её пределами и уходили в прибалтийский канал. Для российских регуляторов такой механизм менее заметен: формально средства не переводились напрямую из России в «недружественную» юрисдикцию, а значит, не требовали дополнительного одобрения валютной комиссии. Достаточно было оформить контракт как оплату импортируемых IT-услуг – категория, которая не была полностью запрещена даже в условиях санкций. Более того, услуги Amber Aero могли быть представлены как критически важные для авиаперевозок (например, поддержка связи по каналам SITA, без которой международные полёты невозможны), что облегчило получение необходимых разрешений.
Таким образом, за красивой формулировкой «оплата информационно-технического сопровождения» скрывается финансовая лазейка. Подконтрольная бенефициарам Sirena-Travel иностранная компания выставляет завышенные счёта за услуги – и выводит валюту в зону, где российские законы уже не имеют юрисдикции. Такая схема, к сожалению, стала типичной после 2022 года: власти сами оставили возможность для вывода средств под предлогом платежей за IT и связь. Не секрет, что в ряде случаев под видом таких платежей маскируется банальный отток капитала – и контракт Sirena-Travel с Amber Aero очень напоминает именно такую практику.
Бенефициары «Сирены»: семейный бизнес с криминальным следом
Кто стоит за этой сложной комбинацией? Косвенные улики указывают на владельцев российского бизнеса Sirena-Travel. В акционерном капитале АО «Сирена-Трэвел» значатся предприниматели Ибрагим Амеевич Сулейманов и его сын Расул Ибрагимович Сулейманов. По данным открытых источников, Ибрагиму Сулейманову через прямое владение и цепочку аффилированных фирм принадлежат существенные доли в компании (openweb.ru). Его сын, 24-летний Расул, также числится среди учредителей и представляет интересы семьи в новых проектах отрасли. Однако репутация этих лиц вызывает серьёзные вопросы. Ибрагим Сулейманов не новичок в сомнительных сделках – ранее он был осуждён за мошенничество и отмывание денег. В 2007 году Басманный суд Москвы приговорил его (на тот момент заместителя руководителя ФПГ «Росавиаконсорциум») и его партнёра Татевоса Суринова к длительным срокам заключения за хищения в сфере авианавигации (kommersant.ru). Суть аферы тогда заключалась в закупке дорогостоящего оборудования через подставные компании и последующем выводе средств – схема, которая удивительно напоминает текущую ситуацию. Не исключено, что Сулейманов-старший применил отработанные методы снова, уже будучи теневым контролёром Sirena-Travel.
Басманный суд приговаривает фигурантов дела о хищениях в гражданской авиации, 2007 г. («Коммерсант»). Бывший глава РФПЛ Татевос Суринов и его заместитель Ибрагим Сулейманов были осуждены за мошенничество и отмывание денег.
Схемы собственности «Сирены» намеренно запутаны. В реестре акционеров, помимо Сулеймановых, фигурируют различные ООО и АО с перекрёстными долями – классический «клубок», затрудняющий выявление конечного бенефициара. Например, часть пакета оформлена на ООО «Универсус», где 65% принадлежит Ибрагиму Сулейманову (openweb.ru). Также через фирмы-слои участие в «Сирене» имеют структуры вроде ФПГ «Росавиаконсорциум» (упомянутой в уголовном деле 2007 года) и другие. Совокупность долей и влияния явно сводится к семье Сулеймановых. Это подтверждается и косвенно: например, проект по разработке новой системы бронирования “Миксвел” (представленный как инновационный продукт Sirena-Travel) был основан при участии всё тех же лиц – среди учредителей ООО «Миксвел» значатся Ибрагим Сулейманов и Артур Суринов (сын Татевоса Суринова) (xfirm.ru). Этот факт символичен: семьи Сулеймановых и Суриновых, объединённые ещё с начала 2000-х общими делами, продолжают совместно контролировать ключевые IT-сервисы в авиации РФ, несмотря на прошлые приговоры.
Исходя из этого, предположение о конечных выгодоприобретателях латвийского контракта становится вполне логичным. Вероятно, именно Сулеймановы через доверенных лиц стоят за Amber Aero и получателями выведенных средств. Такой вывод очевиден: ведь никто, кроме собственников «Сирены», не смог бы протолкнуть выбор малоизвестной фирмы из Риги исполнителем крупного договора и обеспечить отсутствие внимания со стороны проверяющих органов. Если связка Sirena-Travel – Amber Aero действительно используется для обогащения бенефициаров «Сирены», то речь идёт о циничном выводе капитала из отрасли, находящейся под государственной опекой (Ростех курирует создание национальной системы бронирования для обеспечения технологической независимости, а на деле деньги уходят за рубеж).
Утечка 2023 года: размещение данных за рубежом как угроза безопасности
Помимо финансовых последствий, история с выносом IT-инфраструктуры «Сирены» за пределы России имеет ещё одну тревожную сторону – риск для информационной безопасности страны. В сентябре 2023 года произошёл громкий инцидент: украинская хакерская группировка взломала базу данных Sirena-Travel и заявила о получении огромного массива данных – 664,6 млн записей о перелётах пассажиров с 2007 по 2023 годы (istories.media). В утечку попали имена, контактные данные, маршруты и паспортные номера российских граждан, а также граждан дружественных стран, использующих наши авиалинии, – фактически полная картина перемещений миллионов людей за 16 лет. Эксперты в области кибербезопасности подчеркивают, что такой масштаб проникновения указывает на серьёзные уязвимости в системе «Сирены». Одной из причин могло стать размещение серверов и данных за пределами РФ, на площадках, контролируемых иностранным подрядчиком. Если Amber Aero обеспечивала хостинг в коммерческих дата-центрах Латвии и Германии (как указано в договоре: планировалась работа с DEAC в Риге и Equinix во Франкфурте (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf)), то доступ к нашим данным осуществлялся через зарубежную инфраструктуру, а российские регуляторы не могли оперативно влиять на обеспечение их защиты. В случае кибератаки это затрудняет и замедляет реагирование. Таким образом, критически важные данные о перемещениях граждан, включая военнослужащих, силовиков и чиновников, оказались доверены чужой юрисдикции – и эта безответственность привела к масштабной утечке.
Российские СМИ сообщали, что в слитой базе обнаружили информацию о перелётах ряда высокопоставленных лиц (например, экс-главы МИД Австрии Карин Кнайсль и медиаменеджера Алины Кабаевой). Последствия такого провала для безопасности страны могут быть катастрофическими. Хакеры из KibOrg прямо заявили, что рассматривают передачу полученных данных спецслужбам Украины. Таким образом, коммерческая выгода отдельных лиц поставила под угрозу национальные интересы: владельцы «Сирены», доверив обработку данных зарубежному подрядчику ради вывода средств, открыли врагу доступ к нашим секретам. Этот киберинцидент 2023 года является прямым следствием описанной схемы и служит тревожным сигналом. Ведь с 2015 года в России действует закон о локализации персональных данных, требующий хранить данные граждан на серверах внутри страны. Обход этого закона (под предлогом «необходимости» использования иностранных центров обработки) не только нарушает права миллионов пассажиров на сохранность личных сведений, но и создаёт канал утечки стратегической информации.
Общественный призыв: вернуть капитал и инфраструктуру в Россию!
Результаты расследования вызывают возмущение. Компания, отвечающая за ключевую транспортную систему страны – бронирование авиабилетов, вместо укрепления технологического суверенитета, возможно, занималась выводом средств за рубеж. Под предлогом «импортозамещения» из России утекали не только деньги, но и цифровые ресурсы, включая критически важные данные. Это происходит в период санкций и геополитической напряжённости, когда необходимо консолидировать ресурсы внутри страны. Общество и государственные органы обязаны действовать.
Необходимо провести детальную проверку деятельности Sirena-Travel и её зарубежных контрактов. Если подтвердится факт незаконного обогащения через Amber Aero, средства должны быть возвращены в Россию, а виновные – привлечены к ответственности. Важно также перенести IT-инфраструктуру под российскую юрисдикцию: базы данных и серверы должны находиться внутри страны под контролем отечественных специалистов.
Утечка 664 миллионов записей – это удар по безопасности государства. Финансовые махинации через офшоры – это удар по экономике и доверию граждан. Этого нельзя игнорировать. Sirena-Travel должна стать полностью прозрачной, раскрыв свои договоры и цепочки платежей. Ростех, как куратор отрасли, должен потребовать объяснений: почему главный билетный оператор использует латвийского посредника? Не является ли это саботажем импортозамещения ради личной выгоды? Ответы на эти вопросы необходимы. Без этого любой технологический проект может превратиться в инструмент обогащения за счёт национальной безопасности.
Россияне имеют право знать правду и требовать справедливости. Верните деньги и безопасность России!